23 - 25 марта Южную Корею с трёхдневным визитом посетил глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров. Этой поездкой, которая носила в первую очередь формальный характер, Москва в какой-то степени обозначила своё присутствие на Корейском полуострове, но очевидно, что возможности по влиянию на ситуацию у России невелики, а речь может идти лишь о попытках РФ не допустить своего полного оттеснения на периферию политики в этом регионе.
Визит после долгого перерыва
Глава МИД РФ уже достаточно давно не бывал на земле Южной Кореи, а потому его визит привлек достаточное внимание, хотя конечно же по ажиотажу и освещению в СМИ уступал тому, как в Корее отнеслись к приезду госсекретаря и министра обороны США, которые побывали в Сеуле совсем недавно – 17 – 19 марта. Предыдущий визит министра иностранных дел РФ (Сергей Лавров уже тогда занимал эту должность) состоялся восемь лет назад – в 2013 г., когда он сопровождал президента РФ Владимира Путина. А самостоятельно глава внешнеполитического ведомства России не посещал Южную Корею еще дольше – в течение 12 лет.
Формальный повод для поездки был очевиден: Россия и Южная Корея должны были обозначить 30-летний юбилей со дня установления двусторонних дипломатических отношений. В первый же день своего пребывания в РК министр иностранных дел РФ принял участие в церемонии открытия Года взаимных обменов между Россией и Южной Кореей, приуроченной к 30-летию установления дипломатических отношений. Первоначально мероприятие было запланировано на 2020 год, однако из-за глобальной пандемии новой коронавирусной инфекции его пришлось перенести.
Основной частью программы визита стала встреча с главой южнокорейского МИД Чон Ый Ёном. В ходе состоявшихся переговоров министры обсудили текущую внешнеполитическую ситуацию в регионе Северо-Восточной Азии и на Корейском полуострове, а также актуальные вопросы двусторонней повестки.
По итогам встречи подписан план взаимных межведомственных обменов на 2021-2022 гг. Сергей Лавров также пригласил Чон Ый Ёна посетить с ответным визитом Москву. Кроме того, он сообщил, что Россия направила премьер-министру РК Чон Сё Гюну соответствующее приглашение принять участие в форуме «Открытые инновации», который состоится этой осенью.
Угроза блокового противостояния в регионе
С учётом состоявшихся ранее американо-южнокорейских переговоров в формате «2+2», а также того обстоятельства, что глава российского МИД прилетел в Корею из КНР, где у него прошли консультации с своим китайским коллегой Ван И, внешнеполитическая составляющая была одной из основных тем визита.
С приходом к власти в США новой президентской администрации наметился тренд к переформатированию системы отношений между странами АТР в сторону усиления контроля Вашингтона за данным регионом. Это вызывает озабоченность, как в Пекине, так и в Москве.
Сеул, в свою очередь опасается, что это может привести к формированию ситуации «блокового противостояния», когда США, Япония и РК будут находиться с одной стороны, а Китай, Россия и КНДР с другой. Это не отвечает интересам Южной Кореи, которой крайне проблематично сделать однозначный выбор в пользу одной из них.
В этой связи, в ходе состоявшегося визита С. Лавров и Чон Ый Ён обменялись мнениями относительно позиции Сеула в отношении реализуемых США инициатив в регионе (концепция QUAD, трёхсторонний альянс США-Япония-РК и пр.). Российская сторона, наверняка, довела до сведения своих южнокорейских партнёров нежелательность чрезмерно активного вовлечения в них РК, а также контрпродуктивность потенциального усиления американского присутствия в регионе, что подтверждается официальными заявлениями относительно недопустимости провоцирования гонки вооружений. Впрочем, если тематика возможного участия Сеула в новых инициативах Вашингтона в регионе напрямую и обсуждалась, то про это министры не рассказали.
Юг и Север
В контексте текущей ситуации вокруг Корейского полуострова и перспектив её развития стороны ограничились ставшими уже традиционными заявлениями о необходимости совместных усилий, направленных на поддержание стабильности и решение задач денуклеаризации путём переговоров, которые следует возобновить в самом ближайшем будущем.
Сеул заявил о высокой оценке инициатив и предложений РФ, направленных на укрепление межкорейских отношений и поддержку мирного процесса на полуострове. Это может трактоваться как надежда на конструктивную и более активную роль России в данном вопросе, однако потенциал Москвы здесь объективно ограничен в виду отсутствия действенных рычагов воздействия на Пхеньян. Более того, как представляется, ракетно-ядерная проблема КНДР не входит в число приоритетов внешнеполитической повестки Москвы, за исключением аспекта необходимости поддержания стабильности на приграничных территориях и в регионе, в целом.
Экономика, вакцина и фонд
Экономика – эта та сфера, в развитии сотрудничества в которой Сеул и Москва заинтересованы, но, к сожалению, отнюдь не всегда удается реализовать имеющийся потенциал. Лавров и Чон обсудили перспективы двустороннего торгово-экономического сотрудничества, включая реализацию обновлённого в 2020 году варианта концепции «Девяти мостов версии 2.0». Программный документ предусматривает взаимодействие России и Кореи в реализации совместных проектов в таких областях, как энергетика, транспортная и портовая инфраструктура, судостроение, использование Северного морского пути, сельское хозяйство, рыболовство, создание промышленных комплексов, экология, образование и здравоохранение. РФ заинтересована в привлечении на Дальний Восток южнокорейских инвестиций и технологий, прежде всего в проекты, реализуемые в рамках Территорий опережающего развития и Свободного порта Владивосток.
В качестве перспективного направления кооперации была обозначена борьба с новой коронавирусной инфекцией. РФ и РК уже реализуют совместный проект по производству российской вакцины «Спутник V» на территории Республики Корея. Просматриваются перспективы расширения взаимодействия. В частности, в конце марта РК посетили сотрудники Центра иммунобиологии им. Чумакова РАН, где была разработана ещё одна российская вакцина против коронавируса - «КовиВак». Предполагается, что поездка связана с решением вопроса налаживания производства и реализации препарата.
Было заявлено о переговорах Российского фонда прямых инвестиций с южнокорейским партнёром на предмет создания совместного российско-корейского инвестиционного фонда объёмом до 1 млрд. долларов. Однако, соответствующие договорённости уже были достигнуты ещё в 2014 году по итогам визита президента РФ В. Путина в Южную Корею, но они так и остались лишь на бумаге (тогда участниками выступали «Внешэкономбанк», «Экспортно-импортный банк Кореи», «Российский фонд прямых инвестиций» и «Корейская инвестиционная корпорация»).
«Когда же приедет мистер Путин?»
Как представляется, одной из задач поездки С. Лаврова в Р. Корею также стала «подготовка почвы» для последующего визита в президента России Владимира Путина. Министры иностранных дел РК и РФ обсудили данную тему, которая стоит на повестке ещё с 2019 года. В результате достигнута договорённость о совместной работе в этом направлении. Ключевым фактором, препятствующим его осуществлению, выступает необходимость стабилизации ситуации с пандемией коронавируса. С другой стороны, главы российского и южнокорейского государств уже получили первую дозу вакцины против инфекции, поэтому вероятность визита в течение 2021 года достаточно высока.
Южная Корея в очередной раз подчеркнула, что очень ждет президента России и снова озвучила свое приглашение. Обе стороны понимают, что уже давно настала очередь российского лидера посещать с ответным визитом Корею, так как корейские президенты неоднократно бывали в РФ в последние годы как в самой Москве, так и в рамках участия в Восточном экономическом форуме во Владивостоке.
Впрочем, российскую сторону убеждать в необходимости приезда из лидера в Корею не надо, но объективно организации визита такого уровня мешают антикоронавирусные ограничения, к которым корейцы относятся очень серьезно и тщательно соблюдают. Проблема же в том, что времени для «закрытия» вопроса с визитом Владимира Путина в Корею остается не так много. Уже в марте следующего года в Южной Корее пройдут президентские выборы и очень скоро начнется полноценная предвыборная кампания. По сути, приезд лидера РФ надо осуществлять в течение этого года, а значит, что на подготовку времени совсем немного, этот процесс необходимо начинать уже сейчас. Не исключено, что Сергей Лавров и Чон Ый Ён это и сделали.
Попытка напомнить о присутствии России в регионе, но не более того
В целом, итоги визита С. Лаврова в Сеул следует воспринимать, как попытку обозначить свой присутствие и наличие интересов в регионе, но не более того. Это отражает текущее положение РФ системе координат в СВА и АТР. Всё-таки геополитическое противостояние в Азии разворачивается между двумя ключевыми игроками – США и КНР.
Москва по целому ряду объективных причин как внутреннего, так и внешнего характера не готова выступать прямым и активным участником процесса урегулирования ситуации вокруг Корейского полуострова, несмотря на наличие собственных национальных интересов в регионе.
Возможности же масштабного экономического сотрудничества РК и РФ ограничиваются факторами геополитических рисков и санкционного давления в отношении России со стороны США, а также ретроградным мышлением и подходом южнокорейской стороны, которая рассматривает РФ преимущественно в качестве источника поставок сырья и необходимых материалов.
Фото - 1 канал
Оригинал статьи:
О компании Asia Risk Research Center
Asia Risk Research Center специализируется на изучении общественно-политической и торгово-экономической ситуации в Восточной Азии, предоставлении консалтинговых услуг и аналитических исследований. География наших проектов охватывает обширный регион Восточной Азии, включая Корейский полуостров (Южная и Северная Корея), Китай, государства Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Филиппины, Сингапур, Индонезия, Мьянма, Таиланд), Океании (Австралия, Новая Зеландия) и другие.
Главный фокус нашей работы сосредоточен на Корейском полуострове (как южной части – Республика Корея, так и северной - КНДР), однако мы также активно занимаемся вопросами, затрагивающими взаимоотношения этих государств с другими странами.
|